Основные критерии и особенности собак-проводников

Одним из самых востребованных видов служебных собак для людей с ограниченными возможностями (чаще всего: незрячим или слабовидящим людям) является собака-проводник. Подготовка такой собаки – нелегкий, дорогостоящий и продолжительный курс с экзаменом по окончании.

Основными задачами поводырей являются: сопровождение слепого человека по выбранному маршруту, помощь человеку с ограниченными возможностями адаптироваться к окружающим условиям, обеспечение безопасности хозяина и, конечно же, оказание психологической поддержки .

Поведение поводыря должно соответствовать определенным критериям:

  • обладать способностью максимально концентрировать внимание. Животное не должно отвлекаться на улице на кошек, других собак, машины. Питомец не должен бояться шума. Он обязан хорошо переносить прогулки по оживленным улицам;
  • проводник должен обладать хорошей памятью, чтобы запоминать частые маршруты, например, до поликлиники. Хорошо подготовленный пес запомнит дорогу уже со второго раза. Хозяину будет достаточно только назвать конечную точку маршрута, собака сама приведет его к нужному месту;
  • важно, чтобы поводырь не охранял хозяина, а помогал ему. Если это будет пес-охранник, могут возникнуть проблемы с посещением врачей;
  • животное должно быть терпеливым. Слепому человеку требуется определенное количество времени, чтобы изучить препятствие. Собака должна терпеливо дожидаться его .

Важным навыком собак-поводырей является «разумное неподчинение». Правильно обученная собака не должна выполнять команду, если это угрожало бы хозяину-инвалиду. Вместо этого собака принимает собственное решение, то есть проявляет разумное неподчинение .

Отбор и дрессировка

Отбор будущих поводырей начинается в 1,5–2 месячном возрасте. Именно на этом этапе происходит выбраковка по охотничьему и охранному инстинктам, чтобы собака-проводник была полностью сосредоточена на своей работе и своем человеке.

На первом этапе происходит социализация щенка и корректировка его поведения, он усваивает общие правила, обучается базовым командам. Задача тренера – повысить выносливость собаки и стрессоустойчивость, научить ее не отвлекаться на посторонние шумы и прочие раздражители.

Второй этап стартует, когда щенку исполняется полгода. Теперь его учат правильно себя вести в городе, в том числе и на оживленных улицах и в транспорте, корректно общаться с другими людьми и спокойно воспринимать любые прикосновения. Для незрячих людей важно, чтобы питомец позволял себя ощупывать, всегда был рядом и оставался спокоен даже в критических ситуациях.

Третий этап обучения обычно начинается, когда собаке исполняется год. Он включает в себя специальную подготовку и продолжается 7–8 месяцев. Собака усваивает необходимые проводнику команды и манеру продвижения со слепым человеком.

Поводырь должен уметь вести своего подопечного по сложным маршрутам, предупреждать его о поворотах и препятствиях, приносить ему в руки уроненные вещи и различать ситуации, когда человеку необходима помощь посторонних.

По окончании подготовки инструктор-методист вместе с собакой сдают экзамен. На экзамене инструктор отрабатывает все операции в светонепроницаемых очках. Только так можно проверить, доверять ли собаке жизнь человека. После сдачи экзамена собака-проводник и ее будущий хозяин проходят специальный двухнедельный курс подготовки на территории школы. Под руководством инструктора они вместе работают, привыкают друг к другу. Каждому инвалиду собака подбирается индивидуально, с учетом его дополнительных заболеваний, психологической совместимости. Инвалида обучают правильному уходу за своим фигурантом, а главное, совместной ориентировке в пространстве. После сдачи совместного экзамена на собаку оформляют паспорт поводыря и вместе со специальным снаряжением передают слепому.

Видео о работе Российской школы подготовки собак-проводников ВОС

Возможные ошибки при дрессировке

При выработке навыка возможны следующие основные ошибки дрессировщика:

  • грубое обращение дрессировщика (слепого) с собакой вызывает трусость у собаки. В результате снижается качество ее работы;
  • слабое усвоение собакой курса общей дрессировки. В результате – плохое послушание собаки, и слепой не сможет вовремя предупредить ее ошибочные действия;
  • возбуждение злобы на посторонних людей. Это вызывает нежелательную связь – проявлять агрессивные действия на встречных людей, что затрудняет работу собаки;
  • быстрый переход от одного маршрута к другому отрицательно влияет на вождение собакой слепого по определенному маршруту .

Требования к шлейке

Для дрессировки и использования собаки – проводника слепого необходима специальная шлейка. Шлейка состоит из грудного ремня (ширина до 25 мм, длина до 80 см) с пряжкой на конце. К этому ремню в 18–20 см от пряжки крепится поперечный ремень (длина 20 см), также имеющий пряжку. Второй поперечный ремень (до 45 см длины) крепится к грудному ремню в 24 см от первого. На конце его имеются отверстия для застегивания. В поперечный ремень в 10 см от грудного вшиваются кольца для крепления поводковой дужки,

Между кольцами нашиваются ограничители из мягкой кожи длиной 10 см, между ними и грудным ремнем люфт в 5–8 см. Ограничители одним концом вплотную крепятся к поперечному ремню, вторым – на расстоянии 5–7 см от него. Поводковую дужку делают из проволоки (железной, медной и др.) диаметром 4–5 мм и длиной до 100 см. Стержень проволоки плотно обшивают мягкой кожей, подбитой материей. К концам дужки прочно пришивают пряжки для крепления к кольцам поперечных ремней .

Ссылка на основную публикацию