Почему собака напала на ребенка – причины агрессии к детям

Не все собаки терпят выходки детей.

Причины нападения собак на детей

Собака может по разному реагировать на невинного, дружелюбного годовалого малыша, мало что понимающего в этом мире. Собаки часто кусают маленьких детей, потому что боятся их и пытаются защитить себя. Иногда они их грубо прогоняют, потому что те им мешают и доставляют неприятные ощущения. Бывает и так, что собаки рычат и кусают детей, потому что считают их молодняком, которому необходимо указать место в семейной иерархии. Такие проблемные ситуации, как и в случае агрессии борьбы за лидерство, проявляются в двух формах. Собака реагирует на демонстрацию превосходства со стороны индивида, которого она считает ниже себя в иерархии (например, когда ребенок дотрагивается до собаки определенным образом, наклоняется над ней или пристально смотрит на нее).

Собаки нападают на новорожденных, как правило, в течение первого дня после того, как ребенка привезли домой, «когда собака неожиданно сталкивается с ребенком, оставленным без присмотра».

Другой формой является проявление агрессии собакой в борьбе за ограниченные ресурсы (например, кость, игрушка, место рядом с хозяином на софе, поглаживание или просто внимание). В принципе, многие случаи проявления агрессии по отношению к детям младшего возраста можно рассматривать как форму проявления агрессии соперничества, которая полностью соответствует агрессии, проявляемой по отношению к другим членам семьи или к другим собакам.

Генетическая предрасположенность

В сложной структуре человеческой семьи определенную роль играют разнообразные генетические различия. Эти различия способствуют пониманию причин агрессивной реакции некоторых собак на маленьких детей в тех ситуациях, когда большинство собак ведут себя миролюбиво.

Большинство этологов предполагают у некоторых собак наличие генетической предрасположенности к агрессии, вызванной страхом или стремлением к лидерству. Вполне оправдано и предположение о частичной генетической обусловленности таких явлений:

  • повышенная чувствительность к шуму;
  • низкий порог возбудимости при лае, рычании или укусах.

На характер реакции собаки на приближение раскованного ребенка, еще не обладающего достаточной координацией, и его неуклюжие попытки завязать игру могут сильно повлиять на генетически обусловленные различия в «личности» собаки, и таких ее черт, как игривость, уравновешенность, возбудимость и т.д. В повседневной жизни не существует реальной возможности определения значения таких потенциальных генетических факторов. Тем не менее, обоснованным является предположение, что эти факторы оказывают влияние на клиническую картину проявления многих проблем и ограничивают возможности мер коррекции поведения.

К генетической предрасположенности можно отнести и охотничьи инстинкты собак. В данном случае причиной естественное инстинктивное желание собак преследовать и нападать быстро движущиеся объекты. Дети, бегающие с громкими криками и размахивающие руками, сильно возбуждают собак. Особенно щенки и молодые собаки темпераментных, очень подвижных пород легко провоцируются на игровую или даже вполне серьёзную агрессию, если видят разыгравшуюся ребятню. Как правило в этом случае агрессия сначала выражена не резко, но если ребёнок не обращает внимание на нервозность собаки или наоборот, показывает паническую реакцию, агрессия повышается и может кончиться очень серьёзными покусами.

Породные особенности – собаки лишенные агрессии к детям:

  • боксер — 91%;
  • беспородные собаки и метисы — 66%;
  • спаниели — 62%;
  • эрдельтерьер — 61%;
  • цвергшнауцер — 54%;
  • доберман — 51%;
  • немецкая овчарка — 50%;
  • ротвейлер — 50%;
  • среднеазиатская овчарка — 42%;
  • ризеншнауцер — 41%;
  • восточно-европейская овчарка — 39%;
  • черный терьер — 33%;
  • колли — 28%;
  • кавказская овчарка — 16%;
  • московская сторожевая — 12%.

Но нет породы, которую можно порекомендовать со стопроцентной уверенностью. В этом вся проблема. Выбирая животное, обязательно нужно посмотреть, как оно ведет себя дома с членами семьи, с детьми, с домашними животными. Если собака психопатка, истеричка — ее брать нельзя. А вообще чем более массивный костяк в любой породе — тем флегматичнее животное, тем труднее довести его до «нужной» кондиции и, соответственно, тем реже оно кусается.

Непреднамеренное поощрение хозяином

В данном случае речь идет о различном отношении к собаке со стороны взрослых членов семьи в зависимости от присутствия или отсутствия ребенка. Для того, чтобы у собаки, которая до появления ребенка находилась в центре внимания не зародилась к нему ревность, многие родители сознательно пытаются уделять полагающееся ей внимание. Однако проблема заключается в том, что в отсутствие ребенка собаке уделяется намного больше внимания, ее больше ласкают и играют с ней. Это происходит или намеренно (ведь вполне логично, что хозяин уделяет собаке определенную часть своего времени) или непроизвольно (у хозяина находится время для собаки только тогда, когда ребенок спит). Такая ситуация может привести к тому, что собака будет воспринимать присутствие ребенка как индикатор тою, что теперь у нее будет меньше возможности для контакта со своим хозяином, который доставляет ей столько радости.

Собаки могут нападать на детей, защищая территорию.

Эксперименты с животными показывают, что раздражители, которые ассоциируются с окончанием или сокращением интенсивности позитивного поощрения, воспринимаются как неприятные и, возможно, являются причиной попыток уклонения от контакта. Например, голубь быстро усваивает, по какой пластинке на стене надо стучать клювом, чтобы получить вознаграждение. Интересно, что Азрин, Хатчинсон и Хейк доказали, что голуби в первое время после того, как перестали получать вознаграждение, проявляли повышенную готовность к агрессии по отношению к другим голубям, находившимся рядом. В данном случае речь шла о так называемой «перенацеленной агрессии». Это показывает, какое отрицательное влияние оказывает на животное прекращение возможности получать желанное вознаграждение.

Неизвестно, является ли это причиной того, что собака начинает воспринимать ребенка как условный аверсивный раздражитель, который следует «игнорировать», избегать, а иногда и атаковать. Тем не менее, такая возможность теоретически существует. В такой ситуации возникает шанс использования способностей собаки к обучению в интересах хозяина и сделать ребенка позитивным стимулом. Для этого достаточно уделять собаке в присутствии ребенка больше внимания, чем обычно. Такую определенную манипуляцию вниманием, уделяемым взрослыми членами семьи собаке, можно включить в курс терапии в качестве стандартного элемента.

Непреднамеренное поощрение другими членами семьи

Складывается впечатление, что практически во всех случаях проявления агрессии и страха имеет место и еще один причинный фактор, зависящий от способности собаки к обучению. Речь идет о непреднамеренном поощрении проблемного поведения другими членами семьи, которые пытаются подавить такое поведение, успокаивая животное (например, разговаривая с ним или поглаживая его) или стремясь отвлечь его внимание (например, лакомством, игрушками или игрой).

Большинство случаев нападения происходит при первом знакомстве собаки с ребенком.

Причиной широкого распространения такого подхода к данной проблеме является Эффективность этого способа. Часто таким образом удается устранить поведенческие дефекты в конкретной ситуации. Однако в долгосрочной перспективе этот метод приносит совершенно иной результат. Таким способом хозяева лишь поощряют девиантное поведение и косвенно способствуют тому, что собака в будущем в похожих ситуациях будет вести себя еще хуже.

Недостаточное обучение

Во многих ситуациях многие люди проявляют удивительную терпимость к своему любимцу, когда тот лает, рычит или пытается кусаться. Как правило, такое поведение формируется еще в щенячьем возрасте, когда молодая собака проявляет агрессию во время игры. Такая форма поведения закрепляется в течение последующей жизни, например, когда собака агрессивно реагирует на прохожих, которые встречаются ей на улице. В большинстве случаев по отношению к младшим членам семьи такое недостаточное обучение не играет столь значительной роли.

Однако если хозяин с самого начала не будет стремиться сформировать у собаки высокий порог торможения агрессии по отношению к людям, то животное практически не будет испытывать торможения и будет склонно к проявлению вышеописанных форм поведения, которые в конце концов могут быть направлены на любого человека, включая маленьких детей.

Как отучить собаку нападать на детей

Вас это заинтересует — «Собака и ребенок: как воспитывать«

Прежде всего, необходимо объяснить владельцу собаки специфическую природу проблемного поведения, его соотношение с нормальным поведением собаки и причины возникновения отклонений. В этой связи целесообразно обсудить отдельные основополагающие аспекты поведения собак. Часто речь идет о существующих уже долгое время проблемах, которые со временем становятся все более серьезными, если с собакой обращаться «нормально», то есть как с другими собаками. Согласиться с тем, что возникновение проблемы объясняется только недостаточным вниманием владельца и допущенными ошибками, можно лишь в отдельных случаях, даже если большинство владельцев склонны видеть, причину именно в этом и с самого начала готовы этому поверить.

Совместные прогулки могут снизить агрессивность собаки.

Выявление и корректировка ошибочных взглядов владельцев животных

Люди думают, что хорошее обращение с животными — это ласковое отношение к ним и исполнение всех их желаний. С такими ошибочными представлениями часто соседствуют распространенные формы отношения к животным, способствующие возникновению проблемы. Без должной корректировки это может снизить готовность владельца животного согласиться с предложенными методами исправления поведения.

При этом речь часто идет об устоявшихся представлениях человека о своей собаке, своих действиях и общих принципах содержания животных. Из этого следует два вывода:

  • во-первых, если усомниться во мнении владельца животного по столь важным вопросам, то существует опасность поставить его в ситуацию сильнейшего психологического дискомфорта. Поэтому консультант, пытаясь исправить такие взгляды, должен вести себя очень тактично. Лучше разъяснять допущенные ошибки на примере третьих лиц. Если владелец животного проявляет настойчивость, то и консультант должен быть упорным, оставаясь при этом вежливым.
  • второй и важнейший вывод состоит в том, что эти устоявшиеся мнения, стоящие на пути успешного разрешения проблемы, тяжело поддаются изменению. Так, при драке двух кобелей их владельцы, как правило, вступаются за более слабого, даже если его поведение и стало причиной возникновения проблемной ситуации. Как правило, они не могут симпатизировать агрессору, так как это противоречит их демократическим убеждениям и родительским инстинктам. Кроме того, как уже упоминалось в главе 2, иногда практически невозможно убедить некоторых владельцев в том, чтобы они прекратили обращаться со своими агрессивными собаками, как с маленькими детьми, так как такой совет потряс бы основы их представлений о том, что означает хорошее содержание животного.

И, тем не менее, именно этому необходимо уделить основное внимание во время консультации. Без изменения таких взглядов и представлений, мешающих человеку пересмотреть свое отношение к собаке, даже самый эффективный метод коррекции поведения может оказаться несостоятельным из-за неготовности или неполной готовности к сотрудничеству.

Не зависимо от того, обучена собака или нет, она просто не способна надёжно и безошибочно оценить, кого и когда следует укусить, а кого нет. Таким образом, ответственность всегда лежит целиком на хозяине. Это он должен постоянно и тщательно просчитывать возможные реакции собаки в повседневных ситуациях и сдерживать животное, если есть какая-то вероятность, что собака проявит агрессию там, где нет реальной опасности.

Ссылка на основную публикацию